«Интимный дневник» — единственный фильм, костюмы для которого создал Мартин Маржела

Одежда как фон для каллиграфии
Вивиан У и Юэн Макгрегор в фильме «Интимный дневник» (1995)
Вивиан У и Юэн Макгрегор в фильме «Интимный дневник» (1995)
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое частое определение, которым описывают Мартина Маржелу — «таинственный». В этом нет ничего удивительного. Дизайнер долгое время почти не появлялся на публике (в сети можно найти всего несколько его фотографий разных лет), общался с журналистами исключительно по факсу и вообще сторонился внимания. Можно долго спорить, что же это было — интровертности или все-таки удачный маркетинговый ход, направленный на то, чтобы о нем еще больше говорили. Скорее всего, в равной степени справедливо и то, и другое. В любом случае, именно эта загадочность делает Маржелу одним из самых интересных и обсуждаемых дизайнеров за всю историю. А еще благодаря его скрытности есть много малоизвестных фактов его биографии, которые можно постепенно открывать для себя, как окошки в адвент-календаре. Вы когда-нибудь слышали, что культовый дизайнер однажды успел поработать художником по костюмам на съемках фильма? Мы были очень удивлены, открыв для себя этот факт. Рассказываем, как это было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Питер Гринуэй — режиссер, для которого визуал подчас не менее важен, чем сюжет или актерская игра. А где-то даже и более. Цвета, декорации, костюмы и композиция кадра в его фильмах зачастую едва ли не красноречивее реплик героев. Недавно мы уже рассказывали про картину «Повар, вор, его жена и ее любовник». Костюмы для нее создавал Жан-Поль Готье — и они заслуживают самого внимательного рассмотрения. Даже если вы абсолютно равнодушны к моде, они не могут не заинтересовать. Гринуэй вообще любит сотрудничать с модными дизайнерами и не скрывает, как важна для его картин модная составляющая. Поэтому, с одной стороны, вовсе не удивительно, что он предложил Мартину Маржеле поработать вместе. С другой стороны, Маржела — не самый очевидный кандидат на позицию художника по костюмам. Скрытный, таинственный, не склонный к коллаборациям дизайнер ранее не имел подобного опыта. Тем интереснее рассматривать результаты этой совместной работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Доподлинно неизвестно, какие именно костюмы в фильме принадлежат Маржеле. В титрах он заявлен как один из девяти (!) художников в команде, включающей, например, культового декоратора Андре Путман. Тем не менее, во многих сценах фильма можно разглядеть его влияние. Костюмы главных героев в основном очень лаконичные, такие, чтобы не отвлекать внимание от главной визуальной детали фильма — каллиграфии. По сюжету главная героиня помешана на каллиграфии. Она покрывает иероглифами свое тело и просит делать это своих любовников. Ее страсть уходит корнями в самое детство, когда искусству каллиграфии ее обучили родители. С возрастом она превращается в навязчивую идею, о которой она решается написать книгу. После нескольких неудачных попыток ее опубликовать она встречает героя Юэна МакГрегора, который обещает помочь ей осуществить задуманное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Собственно, именно каллиграфия на теле главной героини — и есть главный мотив фильма. И логично, что Питер Гринуэй не хотел, чтобы костюмы и декорации «перекрикивали» их. Поэтому все образы созданы таким образом, чтобы быть подобием чистого холста. Белоснежное платье-футляр, черная юбка, надетая топлесс, бежевый костюм-тройка Юэна МакГрегора. По понятным причинам во многих сценах герои появляются полуобнаженными — и это тоже своего рода жест художника по костюмам. Если на герое только брюки, то они должны быть особенными. И едва ли можно было найти дизайнера, который бы справился с такой неуловимой задачей лучше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельного внимания заслуживает костюм главной героини в одной из сцен, которая происходит в лифте. Она одета в мятные шелковые брюки, дополненные полупрозрачной накидкой и длинными перчатками в тон. Этот образ содержит в себе сразу несколько перекличек с культовыми первыми коллекциями Маржелы для Hermes: точно такой же прозрачный плащ, но в черном цвете, был на его дебютном показе. И поиск таких отсылок делает просмотр фильма еще интереснее. И потом, очень любопытно наблюдать, как такому яркому и самобытному дизайнеру удалось вписаться в видение режиссера и создать костюмы, которые не столько играют солирующую партию, сколько поддерживают общее настроение и служат фоном. Это определенно задача для большого профессионала, уверенного в своих навыках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media