6 культовых фильмов Жана-Люка Годара, которые должен увидеть каждый

В день рождения режиссера
Жан-Люк Годар и Бриджит Бардо на съемках фильма «Презрение» (1963)
Жан-Люк Годар и Бриджит Бардо на съемках фильма «Презрение» (1963)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня на 92 года могло бы исполниться Жану-Люку Годару — режиссеру, одному из основоположников французской «новой волны», оказавшему заметное влияние на творчество многих мировых режиссеров разных поколений. В день рождения режиссера вспоминаем его культовые фильмы, которые каждому стоит увидеть хотя бы один раз.

На последнем дыхании (1960)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый полнометражный фильм Годара с Жаном-Полем Бельмондо и Джин Сиберг буквально перевернул представление о кино, сделав 1960 год точкой отсчета в истории французской «новой волны». Впервые увидев картину, французский историк кино Анри Ланглуа написал: «отныне существует кино "до" и "после Годара". Сюжет фильма рассказывает о Мишеле — молодом преступнике, который своим поведением старается всячески подражать знаменитым киногероям Хамфри Богарта. Без гроша в кармане, преследуемый полицией, он возвращается к своей американской подружке Патриции, студентке-журналистке. И хотя та постоянно сомневается в разумности своих действий, любовь в какой-то момент оказывается сильнее здравого смысла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жить своей жизнью (1962)

В фильме «Жить своей жизнью» Годар мастерски препарирует проблемы современного буржуазного общества, обнажая самую их суть. В этой картине режиссер впервые использовал прием cinéma vérité, который сочетает в себе некоторые особенности съемки художественного и документального кино. Главную роль исполнила Анна Карина — бывшая в то время музой, а по совместительству - женой режиссера. Фильм состоит из 12 новелл, в центре которых Нана - парижская продавщица, которая пытается стать актрисой, но становится проституткой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Презрение (1963)

Эта картина 1963 года, так сильно напоминающая «Восемь с половиной» Феллини, критикует киноиндустрию. История, в основу которой лег одноименный роман Альберто Моравиа, рассказывает о сложных человеческих отношениях. На Капри снимается кино: режиссер ругается с продюсером, а сценарист ревнует к тому же продюсеру свою жену. Каждый из героев не только подвергается испытанию чувствами, но и по-своему отвечает на вопрос, что такое кино. К слову, это первый фильм Годара с миллионным бюджетом, а приглашение на главную роль Бриджит Бардо обеспечило ленте всемирный успех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Банда аутсайдеров (1964)

Драма-нуар, о которой сам Годар сказал так: «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку». Главная героиня — Одиль на курсах английского языка знакомится с двумя юношами - Артуром и Францем — и вместе с ними оказывается замешанной в ограблении. Фильм стал одним из самых знаковых в карьере Годара и его моментально разобрали на цитаты. Например, сцена из культовой картины Бернардо Бертолуччи «Мечтатели», где герои бегут по Лувру, взявшись за руки, взята именно из «Банды аутсайдеров».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алфавиль (1965)

«Альфавиль» стал, пожалуй, главной французской антиутопией прошлого века. Снятый в жанре нуар, фильм рассказывает о героях, которым приходится существовать в строго выверенной реальности, которой управляет компьютер «Альфа-60». В этой реальности нет места чувствам и нельзя даже говорить о них. Чтобы усилить драматичней эффект картины, Годар снимал ночью на высокочувствительную пленку и практически без искусственного освещения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мужское – женское (1966)

Поль встречает в кафе Мадлен, между ними завязывается разговор — странный и внешне отвлеченный, как всегда бывает у Годара. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, поэтому остается в меньшинстве и воспринимает Мадлен немного свысока. Это «женская», то есть уютная конформистская жизнь, где занимаются шопингом, строят карьеру поп-певицы и хотят походить на персонажей рекламы. Для Поля, а вместе с ним и Годара «мужская» жизнь — это протест, революция, раздражение несогласного одиночки против общественного согласия.