«Природная сексуальность цветов»: что нужно знать о фотографе Роберте Мэпплторпе

Главное о вселенной гениального провокатора, чьи работы можно увидеть на новой выставке Ruarts
Роберт Мэпплторп
Роберт Мэпплторп
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До 27 ноября в Фонде Ruarts открыта выставка «Все в сад!». Там можно увидеть фотографии одного из самых смелых и провокационных фотографов Роберта Мэпплторпа. Рассказываем, почему они стоят вашего внимания.

Мэпплторп родился в 1946 году, чтобы стать одним из самых эпатажных художников ХХ века. «Я родом из пригорода Америки. Это была очень безопасная среда, и это было хорошее место, откуда можно было приехать, потому что это было хорошее место, чтобы уехать», — говорил он о своем детстве. В 16 лет он перебрался из родного города в Бруклин и больше не возвращался.

Фотография нашла его сама. В институте Пратта Роберт изучал изящные искусства и увлекался созданием коллажей из картинок, которые вырезал из книг и журналов. Однажды приобрел Polaroid, чтобы использовать фотографии для коллажей. Но дело зашло слишком далеко, и вскоре в 1973 году в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка. Она так и называлась: «Полароиды».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Robert Mapplethorpe. Calla Lily. 1988. Частная коллекция Марианны Сардаровой
Robert Mapplethorpe. Calla Lily. 1988. Частная коллекция Марианны Сардаровой
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За 13 лет фотографической карьеры Роберт Мэпплторп принял участие в 98 коллективных и 107 персональных выставках. Он выпустил более 20 книг о фотографии, а за его работы борются на аукционах. Он снимал портреты, делал обложки альбомов, но большинство людей впечатляют его великолепные снимки обнаженных тел. Эротический символизм действительно пронизывает все его творчество, в том числе изображения цветов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я начал с цветов, потому что это был способ научиться фотографии, не ставя людей перед множеством проблем», — говорил Мэпплторп. Ему удалось раскрыть природную суть, сексуальность и страсть цветов. Кажется, что фотограф воспринимал их, как моделей со своим характером и внутренним миром. Фотографии Мэпплторпа подчеркивают разнообразие выражений сексуальности. Здесь хочется процитировать итальянского арт-критика и куратора Джермано Челанто: «Фотографии Мэпплторпа показывают максимальное напряжение людей и вещей. Его путешествие в пропастях чувств допустимо лишь при свободном единстве существ, поскольку направлено на преодоление и расширение представлений об эротизме. Фотографии Мэпплторпа — это высшее выражение ars amatoria, цель которого — доставлять удовольствие».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Robert Mapplethorpe. Flower Arrangement. 1982. Частная коллекция Марианны Сардаровой
Robert Mapplethorpe. Flower Arrangement. 1982. Частная коллекция Марианны Сардаровой
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

«Он разработал свой собственный узнаваемый стиль, его работа со светом считается канонической. Чувственность его работ, здесь я не имею ввиду эротические, всегда притягивала меня. Его натюрморты настолько строги и изящны, их не перепутаешь ни с каким другим автором. Именно это меня всегда интересовало в художнике, его неповторимость», — рассказывает основатель Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts и галереи Ruarts Марианна Сардарова. Его фотографии всегда абсолютно гармоничны и безупречны по своему стилю. «Я ищу совершенство в форме», — говорил Мэпплторп.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне нравится выверенная композиция и игра света и тени на каждой из этих работ. Особенно в рабочей обстановке приятно взглянуть на идеальный натюрморт и привести мысли в порядок, так же как в безупречной структуре фотографий Роберта Мэпплторпа», — комментирует Марианна Сардарова.

Robert Mapplethorpe. Orchid.1988. Courtesy Частная коллекция Марианны Сардаровой
Robert Mapplethorpe. Orchid.1988. Courtesy Частная коллекция Марианны Сардаровой
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Помимо художественной, исторической и культурной значимости работ, его наследие продолжает жить благодаря деятельности Фонда Роберта Мэпплторпа. В 1988 году он основал Фонд для популяризации фотографии, поддержки музеев, выставляющих фотоискусство, и финансирования медицинских исследований в борьбе с ВИЧ/СПИДом. Обширное, провокационное и мощное творчество сделало Мэпплторпа одним из самых выдающихся художников двадцатого века. Он бросил вызов стереотипам и не побоялся показать то, что большинство скрывает, благодаря чему оказался в ряду самых влиятельных творческих личностей XX века.

«Всем, кто посетит выставку гарантировано настоящее визуальное путешествие, а кому-то, возможно, даже удастся уединиться в своем собственном внутреннем саду, в диалоге с такими разными художниками», — поделилась Марианна Сардарова.