Как менялись стандарты женской красоты с XV по XX век
Что означало быть красивой в эпоху Средневековья? Что общего у живописи Рубенса и современных моделей plus size? В какой момент человеческой истории женщины сделали ставку не на красоту, а на свободу? В своей постоянной рубрике для thesymbol.ru на эти вопросы ответит Анастасия Постригай - искусствовед, основательница школы популярного искусства @op_pop_art и автор книги «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола». Вместе с нашим колумнистом пытаемся отследить по знаковым работам знаменитых художников, как менялись идеалы женской внешности на протяжении долгих веков прошлого тысячелетия.
XV век
![«Кристина Пизанская и ее сын» «Кристина Пизанская и ее сын»](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/1e4/1e403e60f00531f36093c8d0bf10e442_cropped_510x430.webp)
В далекие Средние века тело воспринимали как футляр для души, и демонстрировать красоту этого футляра считалось грехом. Под плотными, наглухо закрытыми одеждами было трудно разглядеть, как сложена твоя избранница. Да это было, впрочем, и неважно: главным критерием красоты была... кожа! Страшные болезни оставляли пятна не только на ней, но и на женском будущем. Поэтому воду пили, что называется, с лица — желательно чистого, нетронутого всевозможными средневековыми заразами. И дело тут вовсе не в эстетике: так мужчины вычисляли девушек, способных родить здоровых наследников.
XVI век
![Рафаэль «Дама с единорогом» (1506) Рафаэль «Дама с единорогом» (1506)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/a55/a5539a1e12d1185f7515300cc69c03ed_cropped_510x516.webp)
В эпоху Возрождения идеальным считалось все, что выглядело здоровым. Поэтому красотки были не худыми и не толстыми, но обязательно с покатыми плечами и чуть заметным животиком. Мода на светлую кожу никуда не исчезла: теперь главным врагом женской красоты объявили загар — признак неблагородного происхождения. Любительницы понежиться на солнышке рисковали не только внешностью и перспективами замужества, но и жизнью: привычной нам косметики не существовало, а все, что могло отбелить кожу, содержало смертельно опасный свинец.
XVII век
![Питер Пауль Рубенс «Три грации» (1634) Питер Пауль Рубенс «Три грации» (1634)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/3fe/3fe51413b8c192113e4c37b806626e82_cropped_510x506.webp)
К 17 веку идеалы красоты достигли размера plus size. Великий Рубенс за всю свою карьеру, кажется, не написал ни одной худышки — и до сих пор мы зовем пышнотелых красоток «рубенсовскими». Хорошее, должно быть, было время, когда целлюлит был не поводом для осуждения и злых шуток, а признаком «сытой» жизни и красоты.
XVIII век
![Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1756) Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1756)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/dd9/dd98132744122c450a702fb907bfe9c5_cropped_510x460.webp)
Спустя 100 лет после Рубенса дамы решили, что нет ничего прекраснее юности, с ее розовыми щечками, тонкой талией и маленькими ножками. Поэтому на модный пьедестал взошли румяна, тугие корсеты и туфельки с изогнутым каблуком. Наряды стали напоминать пирожные со взбитыми сливками и кремовыми розочками, и скрывались за этим нарочитым декором самые настоящие кокетки — для них «естественно» было синонимом слова «безобразно».
Начало XIX века
![Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье» (1800) Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье» (1800)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/536/536074e1fa5253845ea783798a28a54b_cropped_510x348.webp)
Однако на рубеже 18 и 19 столетий произошло нечто странное: женщины вдруг отказались от некогда необходимого, но по факту совершенно бесчеловечного предмета гардероба — корсета. Модницы вдохновлялись идеалами Античности, а античные дамы и подумать не могли, что одежда может нещадно сжимать их ребра, — это же противоестественно! Поэтому современникам Наполеона Бонапарта выпала удивительная честь: они влюблялись в красоток, свободных от стальных объятий моды.
Но прошло несколько лет — и мода отыграла назад свое право делать с женским силуэтом все что угодно, даже несмотря на исходные данные.
XIX век
![Карл Брюллов «Портрет М. Бек с дочерью» (1840) Карл Брюллов «Портрет М. Бек с дочерью» (1840)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/611/6117bf6668727fc7c0a45ef83166900d_cropped_510x527.webp)
В эпоху художника Карла Брюллова первыми красавицами считались натуры романтические. Они обязательно носили корсет, чувственно обнажали плечи и завивали у висков игривые локоны, а на балах томно обмахивались веером, напуская на себя мечтательный вид и стреляя пылкими взглядами в симпатичных кавалеров.
Начало XX века
![Джон Сарджент «Дочери Асира и миссис Вертхаймер» (1901) Джон Сарджент «Дочери Асира и миссис Вертхаймер» (1901)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/fb3/fb36fc73c10aa5e46d11d00c840b8ff2_cropped_510x571.webp)
В идеальном женском силуэте начала 20 столетия угадываются линии, которые спустя полвека станут фишкой Мэрилин Монро: пышный бюст, тонкая талия, выразительные бедра — пропускной билет в ряды красавиц. Это было время насыщенной женственности, которой прогресс наступал на пятки. И пока дамы вновь шнуровали корсеты, один очень талантливый мужчина придумал, как сбросить с парохода современности эти мучения. Мужчиной был модельер Поль Пуаре, и он показал миру, что женские платья можно кроить так же, как мужские рубашки: свободно и по естественной фигуре.
XX век
![Тамара Лемпицка «Автопортрет в зеленом "Бугатти" (1929) Тамара Лемпицка «Автопортрет в зеленом "Бугатти" (1929)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/dce/dce6fb6196455a59f10595b497e7f485_cropped_510x530.webp)
Идеи Пуаре подхватил водоворот истории: Первая мировая заставила женщин забыть о красоте и вспомнить об удобстве. Но война закончилась, а возвращаться к прежним идеалам не хотелось. Эпоха «Великого Гэтсби» подарила нам новый тип женственности: по-мальчишески озорной, яркой, свободной. Девушки-флэпперы стриглись коротко, передвигались быстро, жили стремительно.
Но этот идеал стал последней большой монетой в копилке стандартов красоты: за последние сто лет в требованиях к женской внешности не придумали ничего нового. Мэрилин Монро считалась бы красоткой и в начале 20 века, Эди Седжвик, муза Энди Уорхола, стала бы идеальной героиней Фицджеральда, а современные модели plus size так и просятся на полотна Рубенса. История словно пытается нам намекнуть: за идеалом не угонишься, а на крутых поворотах можно упустить главное — себя и свою неповторимую красоту.