Новая телесность: как современные художницы изображают тело

Из первых уст
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человеческое тело, его хрупкость и сила, всегда было ключевым образом классического искусства. Как его переосмысляют современные художницы, мы спросили у пяти участниц ярмарки современного искусства Cosmoscow, чьи работы можно будет увидеть с 15 по 17 сентября в Гостином Дворе.

Ирина Петракова «Sheep dealers», 2021
Ирина Петракова «Sheep dealers», 2021
Courtesy IRAGUI AND THE ARTIST

Ирина Петракова, по образованию скульптор и график, рассказывает, что в своем творчестве двигалась от вполне реалистичной живописи к абстрактной. При этом в сюжетах и техниках перемена шла наоборот к живому и одушевленному, к тому, что сейчас в её работах безошибочно распознается как плоть: «Мне интересно, что прячется на границе живого и неживого, как оно прорывается из абстрактного. Телесную форму зачастую имеют ужасы сознания. И тема телесности важна для меня сейчас, именно потому что сегодня мы видим чудовищные ошибки духа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Елена Ямлиханова «Tears», 2019 (Текстиль, вышивка, бисер)
Елена Ямлиханова «Tears», 2019 (Текстиль, вышивка, бисер)
Courtesy ART & BRUT and the artist

«Начинала я с фигуративных картин, где я пыталась представить себе образы в пластике, ближе к танцу. Меня интересовало, возможно ли выразить изобразительным языком, через тело человека, его ритм, состояние. А потом я вдруг провалилась вовнутрь». Елена Ямлиханова от передачи откровенной сексуальности в живописных работах перешла к желанию передавать личные эмоции на уровне самого первого их ощущения: «Я удивляюсь каждый раз наблюдая внутри неожиданные реакции на внешний мир, как он преломляется, прорываясь внутрь, проходя через грани личной истории и моего химического состава. Тело, рождающее образы момента, ощущения, нежности в дальнейшем коверкается памятью, пониманием тлена и природного порядка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ксения Обуховская
Ксения Обуховская
Courtesy Instigators
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художники-зумеры, углубившись в цифровые технологии, размышляют о будущем телесности и оболочки-материи на другом уровне. Ксения Обуховская в новом проекте «Soft Infiltration», используя 3D печать, полиморфус и силикон, заглядывает в биотехногенное будущее, где телесная оболочка эволюционирует, плоть приобретает флюидность, оставляя NFT-прообраз в цифровом пространстве, уже неосязаемый, почти совсем неживой. Это неживое тело может вполне по-разному осмысляться, оставаясь главным сюжетом для выстраивания образности вокруг него, минуя эволюционные концепции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Людмила Баронина
Людмила Баронина

Специально для Cosmoscow художница Людмила Баронина завершает подготовку новой серии работ «Сад памяти» из тканей и керамики. Керамические урны — у Людмилы ассоциируются с домом для тела, который хранит его после смерти. Это неживое, переработанное тело, без души, но зато накрепко хранящее воспоминание о своем носителе. Так можно прикоснуться к воспоминания о теле физически, но главное, вернуться мыслями к его владельцу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вика Кошелева «Сок Плутона», 2017 (Холст, масло)
Вика Кошелева «Сок Плутона», 2017 (Холст, масло)
Courtesy Gallery Serene and the artist
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, для многих художниц в формировании сюжетов, связанных с телесностью, остается главным любование реальным человеческим телом из плоти и крови. «В окружении людей, особенно в общественном транспорте, когда люди вынуждены находится близко друг к другу, я могу так внимательно погрузиться в любование чьей-то коленкой или изгибом лопатки, что со стороны это может выглядеть странно», — рассказывает еще одна участница ярмарки Виктория Кошелева. Молодая художница раскрывает образ человеческого тела по-разному, иногда это больше сказочные, фольклорные образы, а иногда почти станковый портрет. В какой-то момент Виктория тренировалась по методике одной из представительниц танцевально-двигательной терапии Мэрион Чейз, чтобы освободиться от блоков и полноценно погрузиться в процесс создания произведения. «Благодаря этому и в самом изображении человека появлялось больше трансцендентного».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где на Cosmoscow можно увидеть работы художниц:

Приобрести билеты на ярмарку можно по ссылке