Новая телесность: как современные художницы изображают тело
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/3f9/3f92ec1b488b29bd8225613c933c399c_cropped_510x340.webp)
Человеческое тело, его хрупкость и сила, всегда было ключевым образом классического искусства. Как его переосмысляют современные художницы, мы спросили у пяти участниц ярмарки современного искусства Cosmoscow, чьи работы можно будет увидеть с 15 по 17 сентября в Гостином Дворе.
![Ирина Петракова «Sheep dealers», 2021 Ирина Петракова «Sheep dealers», 2021](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/fe7/fe74982dc19ba3d055ef19970260ce6a_cropped_510x376.webp)
Ирина Петракова, по образованию скульптор и график, рассказывает, что в своем творчестве двигалась от вполне реалистичной живописи к абстрактной. При этом в сюжетах и техниках перемена шла наоборот к живому и одушевленному, к тому, что сейчас в её работах безошибочно распознается как плоть: «Мне интересно, что прячется на границе живого и неживого, как оно прорывается из абстрактного. Телесную форму зачастую имеют ужасы сознания. И тема телесности важна для меня сейчас, именно потому что сегодня мы видим чудовищные ошибки духа».
![Елена Ямлиханова «Tears», 2019 (Текстиль, вышивка, бисер) Елена Ямлиханова «Tears», 2019 (Текстиль, вышивка, бисер)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/396/396f784a92d144845d38317825bbc860_cropped_510x663.webp)
«Начинала я с фигуративных картин, где я пыталась представить себе образы в пластике, ближе к танцу. Меня интересовало, возможно ли выразить изобразительным языком, через тело человека, его ритм, состояние. А потом я вдруг провалилась вовнутрь». Елена Ямлиханова от передачи откровенной сексуальности в живописных работах перешла к желанию передавать личные эмоции на уровне самого первого их ощущения: «Я удивляюсь каждый раз наблюдая внутри неожиданные реакции на внешний мир, как он преломляется, прорываясь внутрь, проходя через грани личной истории и моего химического состава. Тело, рождающее образы момента, ощущения, нежности в дальнейшем коверкается памятью, пониманием тлена и природного порядка».
![Ксения Обуховская Ксения Обуховская](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/eea/eea9ee0537851d4b7cb7b82d967fa858_cropped_510x340.webp)
Художники-зумеры, углубившись в цифровые технологии, размышляют о будущем телесности и оболочки-материи на другом уровне. Ксения Обуховская в новом проекте «Soft Infiltration», используя 3D печать, полиморфус и силикон, заглядывает в биотехногенное будущее, где телесная оболочка эволюционирует, плоть приобретает флюидность, оставляя NFT-прообраз в цифровом пространстве, уже неосязаемый, почти совсем неживой. Это неживое тело может вполне по-разному осмысляться, оставаясь главным сюжетом для выстраивания образности вокруг него, минуя эволюционные концепции.
![Людмила Баронина Людмила Баронина](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/6af/6af46d436226c713369e8bed3cae0a9f_cropped_510x366.webp)
Специально для Cosmoscow художница Людмила Баронина завершает подготовку новой серии работ «Сад памяти» из тканей и керамики. Керамические урны — у Людмилы ассоциируются с домом для тела, который хранит его после смерти. Это неживое, переработанное тело, без души, но зато накрепко хранящее воспоминание о своем носителе. Так можно прикоснуться к воспоминания о теле физически, но главное, вернуться мыслями к его владельцу.
![Вика Кошелева «Сок Плутона», 2017 (Холст, масло) Вика Кошелева «Сок Плутона», 2017 (Холст, масло)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/845/84534456679682742a6aa459a34a97a2_cropped_510x486.webp)
Конечно, для многих художниц в формировании сюжетов, связанных с телесностью, остается главным любование реальным человеческим телом из плоти и крови. «В окружении людей, особенно в общественном транспорте, когда люди вынуждены находится близко друг к другу, я могу так внимательно погрузиться в любование чьей-то коленкой или изгибом лопатки, что со стороны это может выглядеть странно», — рассказывает еще одна участница ярмарки Виктория Кошелева. Молодая художница раскрывает образ человеческого тела по-разному, иногда это больше сказочные, фольклорные образы, а иногда почти станковый портрет. В какой-то момент Виктория тренировалась по методике одной из представительниц танцевально-двигательной терапии Мэрион Чейз, чтобы освободиться от блоков и полноценно погрузиться в процесс создания произведения. «Благодаря этому и в самом изображении человека появлялось больше трансцендентного».
Где на Cosmoscow можно увидеть работы художниц:
Ирина Петракова – IRAGUI Gallery
Елена Ямлиханова – ART brut Gallery
Ксения Обуховская – выставка Phygital Is the New Digital
Людмила Баронина – проект «Помпея», на стенде URAL VISION GALLERY и ARTTUBE EDITIONS
Виктория Кошелева – SERENE
Приобрести билеты на ярмарку можно по ссылке