В Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге открылась масштабная выставка «Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта», подготовленная вместе с центром визуальной культуры Béton при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Выставка продлится до 5 октября, и это то событие, которое нельзя пропустить. Почему — рассказываем ниже.
«Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта»: в Манеже открылась масштабная выставка об истории фотографии

Фотография прошла огромный путь от простого сохранения важного события в жизни человека до настоящего искусства со своими правилами, направлениями и мастерами. «За почти 200 лет с момента изобретения фотография не только стала важным культурным и коммерческим явлением, но и сильно повлияла на художественные направления в других видах искусства, и даже на психологию общества. Центр визуальной культуры Béton поставил перед собой сложную, амбициозную и интересную задачу — познакомить широкую аудиторию с авторскими работами фотографов, показав их художественную и коммерческую ценность», — прокомментировал экспозицию куратор проекта Алексей Логинов.


Новая выставка охватывает почти два столетия развития фотографии, эволюции ее визуального языка и технических приемов. А главная задача выставки — показать ее как самостоятельное искусство со своими законами, логикой развития и эстетикой. Так, пространство объединило 600 произведений и 178 авторов, в том числе Луи Дагера, Вильяма Каррика, Карла Буллы, Александра Родченко, Эля Лисицкого, Бориса Смелова, Бориса Орлова, Сергея Борисова, Влада Мамышева-Монро и других. Стоит также отметить, что многие работы будут показаны впервые.

Выставка включает в себя 5 ключевых этапов развития фотографии. Маршрут начинается с появления самого медиума — дагеротипов конца 1830-х годов. Здесь особое внимание уделяется тройному авторскому дагеротипу, подаренному Луи Дагером императору Николаю I в 1839 году, что ознаменовало начало эры фотографии. Затем — пикториализм, который появился ближе к концу XIX века, — это направление, в котором фотография разрабатывает свои художественные средства выразительности. За ними последует советская фотография периода 1920-1930-х годов, когда появляется советский фотоавангард, а затем на смену ему приходит соцреализм.
Отдельный раздел посвящен фотографии периода Великой Отечественной войны, повлиявшей на дальнейшее развитие фоторепортажа — от фиксации события до создания фотографий-символов. Далее — послевоенный период до 2000 года, где наряду с работами официальных фотографов представлено творчество фотографов-нонконформистов. Финальным акцентом выставки стали визуальные практики XXI века, включающие цифровой монтаж и нейросетевые изображения. Здесь фотографы исследуют границы, где фотография становится средством переосмысления и генерации образов.
Специально к выставке также выпущен каталог с текстами искусствоведа, историка и исследователя фотографии Артема Логинова. Издание раскрывает не только хронологию медиума, но и философские основания визуального мышления: как фотография научила людей видеть, сомневаться и интерпретировать.