Новый выставочный сезон в Музее современного искусства открывается сразу пятью громкими премьерами и в два этапа, 12 и 29 сентября. Гости «Гаража» смогут послушать последнее произведение Моцарта, узнать о московском Баухаусе и взглянуть на одежду вне контекста модной индустрии. Мы уже заинтригованы. 
 
 «Ткань процветания»
 12 сентября — 27 января 
5 главных выставок сентября


«Ткань процветания» является результатом мысленного эксперимента: что, если исключить из разговора об одежде тему моды? География выставки основана на «шелковых путях» XXI века — производственных циклах сырья, ткани и готовой одежды. «Ткань процветания» изучает униформу и личный гардероб, их социальные функции, одежду как способ обратиться к истории и политике. Одна из секций рассказывает о наготе, а другой внушительный блок выставки связан с повседневной одеждой как метафорой массовых движений. 
 
 «Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты»
 12 сентября — 30 ноября 

Выставка «Школа в движении» — часть большого проекта bauhaus imaginista в честь столетия школы Баухаус. Междисциплинарное исследование посвящено развитию идей движения в разных культурно-политических контекстах. В центре внимания московской экспозиции — выпускники и студенты школы, которые сопровождали ее второго директора Ханнеса Майера во время визита в СССР в 1930-х: архитектор Филипп Тольцинер, который провел остаток жизни в Москве, архитектор и градостроитель Конрад Пюшель и Лотта Стам-Безе — первая женщина, обучавшаяся на отделении строительства Баухауса в Дессау. Фотографии, письма, коллажи, вырезки, личные записи, схемы, манифесты, архитектурные наброски и планы показывают связь архитекторов со школой Баухаус, с Советским Союзом и идеями социализма и коммунизма.
 
 «Марсель Бротарс. Поэзия и образы»
 29 сентября — 3 февраля 

В экспозицию ретроспективы знаменитого бельгийца вошло более 80 работ, в том числе знаковые произведения «Музей современного искусства, отдел орлов» и «Декор». Выставка покажет, как развивались творческие — поэтические и художественные — практики Бротарса. К визуальному искусству он обратился в 40 лет и занимался им до самой смерти в 1976-м. Имея за плечами более 20 лет журналистского и поэтического опыта, Бротарс стремился открыть новые «переходные области»: между образом и текстом, между собственно искусством и его институтами. 
 
 «Современный сад»
 29 сентября — 28 февраля 

Первым персональным проектом мексиканского художника Дамиана Ортеги в России станет масштабная скульптурная инсталляция на площади перед музеем. Подходя к музею, зритель увидит более трех десятков лаконичных модернистских скульптур: Ортега выбрал логотипы различных коммерческих фирм и превратил их в трехмерные объекты из фанеры, бетона и металла. Художник обыгрывает мнение, что логотип — это все-таки пиктограмма, несущая конкретное сообщение о компании, в то время как скульптуры — абстрактные объекты.
 
 Анри Сала. The Last Resort
 29 сентября — 27 января

Название звуковой инсталляции берлинского художника переводится как «Последнее обращение за помощью». Основой для этой работы послужил концерт для кларнета с оркестром ля мажор Моцарта, одно из последних сочинений композитора, которое считают ключевым музыкальным творением Просвещения. Моцарт написал свой концерт через три года после того, как Первый флот Великобритании вошел в залив Ботани-Бэй с целью основать колонию для заключенных. Сала заменил оригинальный темп композиции Моцарта на темп, основанный на режимах ветра, которые записывал эмигрант Джеймс Белл во время путешествия в Австралию в 1838 году. Целью художника было показать противоречие между высокими ценностями эпохи Просвещения и ее предубеждениями, которые привели к разрушительным результатам колонизации.