От ле Корбюзье до Хадид: 5 московских зданий, которые спроектировали мировые звезды архитектуры

Познавательные прогулки по столице

Особняк Рябушинского, Дом Мельникова, высотки, ласково прозванные «7 московскими сестрами» — архитектура столицы не первое десятилетие вызывает у ее жителей и гостей ряд вопросов, но что по кольцам Москвы разбросаны настоящие шедевры, сомневаться не приходится. Тем интересней, что, в отличие от Санкт-Петербурга, зданий именитых зарубежных архитекторов здесь не так много. Мы решили вспомнить, кто из звезд мирового уровня отметился своими проектами в белокаменной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ле Корбюзье

LEGION-MEDIA

Знаменитому модернисту принадлежит лишь один московский проект — Здание Центросоюза. Конкурс на его архитектурную концепцию был объявлен в 1928 году, и ожидалось, что победу одержит Борис Великовский, автор соседнего здания Госторга. Однако замысел Ле Корбюзье идеально отвечал всем поставленным условиям. Главней же особенностью, по словам автора, было отсутствие у дома «фасада в подлинном смысле этого слова». Центросоюз выходит одновременно и на Мясницкую улицу, и на проспект Академика Сахарова, а потому «парадной» стороны у него нет. Более того, каждый элемент комплекса имеет свое функциональное значение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Памятник Ле Корбюзье у здания Центросоюза
Памятник Ле Корбюзье у здания Центросоюза
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первоначальный замысел архитектора, к сожалению, был реализован лишь частично. В планах у визионера были и сады со спортивными площадками на крыше, и озеленение пространства между корпусами, и лифты непрерывного действия, и современный опенспейс без перегородок. Сперва пришедшее в восторг от проекта жюри стало вносить в него свои корректировки, а уже после завершения строительства Центросоюз два раза реконструировался. Сегодня оригинальную планировку и детали интерьера можно увидеть в отдельных пространствах комплекса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дэвид Аджайе

LEGION-MEDIA

Уроженец Танзании Дэвид Аджайе начал свою карьеру с частных заказов — зато каких! Он проектировал для Юэна МакГрегора, Александра МакКуина и потомков основателя Swarovski, но вскоре почувствовал себя стесненным и увлекся работой с городским пространством. В 2017 году 50-летний Аджайе был удостоен рыцарского титула, а годом ранее открыл в Вашингтоне Национальный музей афро-американской истории и культуры (NMAAHC), построенный бюро Adjaye Associates. Почетным гостем открытия стал первый темнокожий президент США Барак Обама.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С Россией у Аджайе связана особенная история. Его Школа управления в Сколково стала первым крупным реализованным проектом архитектора. По словам Дэвида, заявку он отправлял без надежды на победу. Для инновационного центра в Подмосковье он выбрал довольно радикальное решение — «дом на доме». Жюри оценило вдумчивый подход: в наших широтах действительно разумнее располагать все в одном здании, а не разбрасывать корпуса по кампусу. Строго выверенный план Школы — изящный реверанс супрематизму и его главному герою, Казимиру Малевичу. Четыре корпуса «Гималаи», «Памир», «Каракорум» и «Тянь-Шань» вписаны в круглое двухэтажное основание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рем Колхас

@garagemca
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2015 году главным событием арт-Москвы стало открытие нового здания музея «Гараж». На открытии присутствовал и автор проекта — голландец Рем Колхас, основатель бюро OMA, который спроектировал здание Фонда Prada на территории бывшей миланской винодельни.

В Москве Колхасу также пришлось работать с уже имеющимся зданием. «Гараж»занял заброшенное помещение бывшего ресторана «Времена года», построенное в 1968 году. Архитектор сохранил планировку, сделав ее более мобильной — чтобы у музея была возможность трансформировать внутренние помещения под различные выставки. Было сохранено оригинальное мозаичное панно, кирпич и глазурованную керамическую плитку 1960–1980-х годов отреставрировали и превратили в декоративный элемент. Фасад облачился в два слоя полупрозрачного поликарбоната, которые дают эффект рассеянного света, и был визуально приподнят над землей на высоту 2,25 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заха Хадид

LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице в районе Дубровки за годы своего строительства стал настоящим городским мемом. Проект бюро Zaha Hadid Architects не могли закончить 10 лет, и предыдущий опыт работы Хадид в России обнадеживающим не был: башня на Живописной улице и комплекс рядом с Экспоцентром так и остались на бумаге. Однако в 2015 году здание было закончено, а вскоре не стало самой Хадид. Первым арендодателем семиэтажного космического корабля стал Фонд содействия реформированию ЖКХ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смелую идею звездного архитектора пришлось адаптировать под московские реалии. Башня Dominion Tower, напоминающая игру «Дженга», должна была быть масштабней: по первоначальному замыслу, «вылет» этажей должен был достигать 20 метров. Бюро «Элис», занимавшееся правками, урезало его до 8. Тем не менее, эффект парения все равно сохранен за счет композитно-алюминиевых панелей на фасаде, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения.

Ренцо Пиано

Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2»
ГЛЕБ ЛЕОНОВ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автор более 30 музеев, в том числе Центра Жоржа Помпиду в Париже, стал приглашенной звездой фонда V-A-C при реставрации ГЭС-2. «Это было предложение, от которого не откажешься», — рассказал он позже в интервью российскому AD.

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неоготическое здание ГЭС было введено в эксплуатацию в 1907 году. Станция была построена в ответ на настоящий трамвайный бум в столице. Огромный город долгое время передвигался на «конках», или конно-железной дороге, пока в 1899 году по его улицам не прошел первый трамвай. Сеть путей стремительно росла, и возникла необходимость в Центральной трамвайной электростанции. В 2014 году здание выкупил фонд V-A-C. Renzo Piano Building Workshop приняли решение заменить старые трубы на новые — насыщенного синего оттенка, и теперь их функция обратная: они не выпускают дым, а «забирают» воздух для вентиляции внутренних помещений. Это не единственное sustainable-решение: крыша ГЭС выложена солнечным панелями. Реставрация вышла далеко за пределы здания и захватила часть Болотной набережной и прилегающие к ГЭС территории с другой стороны — теперь здесь березовая рощица.